Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

ФОП НОО, ООО, СОО. Обсуждаем. Спрашиваем.

НазадСтраница 2 из 3Далее

Вопрос. Как будет осуществляться переход на ФГОС СОО с изменениями с 1 сентября 2023 года: одномоментно в 10-11 классе или только в 10 классе?
Ответ. До 01 сентября необходимо внести изменения в учебно-методическую документацию и иные ЛНА ОО по организации образовательной деятельности в старшей школе; с 1 сентября 2023 года (рекомендовано в Письме Министерства просвещения РФ от 17 ноября 2022 г. N 03-1889 "О направлении информации") начать реализацию обновлённых ФГОС в 10 кл. (рекомендовано в Письме Министерства просвещения РФ от 17 ноября 2022 г. N 03-1889 "О направлении информации").

Вопрос. Рабочие программы по шести предметам включены в ФООП ООО и
СОО, а по остальным предметам на основании чего составлять рабочую программу?

Ответ. Для уровней ООО и СОО в ФОП включены федеральные рабочие программы по шести учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности» (https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_po_uch.htm ), для разработки остальных программ можно использовать сервис Конструктор рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/ )

Вопрос. В соответствии с ФОП НОО в п. 19.40 «Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса …», а в законе "Об образовании в РФ" говорится, что промежуточная аттестация проводится с 1 по 11 классы. Надо ли проводить промежуточную аттестацию в 1 классе?
Ответ. Законодательно не запрещено проводить промежуточную аттестацию для обучающихся, которые учатся в первом классе. Этот вопрос отнесён к компетенции ОО и регламентируется в ЛНА (локальными нормативными актами). Единственным ограничением является то, что промежуточная аттестация проводится при условии отсутствия балльного оценивания. Если в локальном акте школы не предусмотрена промежуточная аттестация для первоклассников, то она проводиться не может.

Вопрос. Обязательно ли применять федеральную программу в 11-х классах?

Ответ. Однозначного ответа нет. С одной стороны, в пункте 27.20 ФОП СОО разработчики отметили, что до 1 сентября 2025 года школы могут реализовывать учебный план для учеников, которых приняли на обучение на уровень СОО в соответствии с ФГОС СОО в редакции приказа Минпросвещения от 11.12.2020 № 712. Здесь речь идет о нынешних десятиклассниках, которые в следующем учебном году перейдут в 11-е классы. Согласно ФОП СОО в 2023/24 учебном году только 11-е классы вправе доучиваться по старой программе без учета федеральной. Но в ФОП нет ссылки на нормативный правовой акт, который бы подтверждал такое право. С другой стороны, Закон об образовании требует, чтобы школы разработали ООП в соответствии с ФГОС и ФООП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом разработчики обязаны составить ФООП на основе ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП. Перед утверждением ФУМО и региональные органы власти должны были проверить, соответствуют ли  федеральные программы ФГОС (подп. 1 п. 8 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Обновленный ФГОС СОО не содержит условий, которые позволяют не применять новые требования, вступившие в силу с 23.09.2022. Если бы Минпросвещения решило сделать переходный период, то указало бы это в преамбуле приказа, которым утвердило новую редакцию стандарта.
Все приказы Министерства имеют одинаковую юридическую силу. С другой стороны, школы должны разрабатывать ООП, в первую очередь, по ФГОС, а потом уже ФООП. Ведь Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами. Поскольку ФОП вообще не упоминается в Законе об образовании, то формально их можно не применять. Однако ФОП разработали по Порядку для ФООП, поэтому можно считать их взаимозаменяемыми. Получается, что в случае противоречия ФОП и ФГОС, если школа выбирает между ними, она все равно нарушит требования законодательства.

 

Вопрос. Судьба 10-х классов: письмо о введении ФОП противоречит самой ФОП?

Ответ. Да. Пока это так. Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «требует» перехода на ФООП в сентябре 2023 г. всех классов, с 1-го по 11-ый. Но, в самой ФОП СОО (стр. 277-278) сказано, что старшеклассники, принятые на обучение по старому ФГОС СОО, могут «доучиться» по нему. А чтобы «доучиться» по старому ФГОС СОО, надо сохранить «старый» учебный план. Что невозможно в ситуации перехода на ФОП СОО. Потому что ФОП СОО составлена строго под обновленный ФГОС СОО.

Вопрос. Новая предметность — это что?

Ответ. Ответы могут быть самые разные, т.к. сочетание «новая предметность» достаточно давно гуляет по конференциям и прикладным статьям в профессиональных изданиях. В понимании РАО, начиная с 2021 г. (переход на обновленные ФГОС), предметный результат состоит из знания, понимания и функциональности. Это в корне отлично от классического триединства «знания-умения-навыки». Связь между новой и «старой» (академической) предметностью — в знаниях. Обязательный состав знаний формулируется в федеральных рабочих программах (ФРП), которые идут на смену примерным рабочим программам (ПРП). Это так называемые КЭСы (контролируемые элементы содержания). И если мы вникнем в новое поколение КЭС, мы увидим там помимо традиционных элементов предметного результата и понимание, и функциональность. Например, планируемый результат из ФРП по предмету «Окружающий мир»: «Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами»... Хотя задекларирована новая предметность была еще в 2009 г., в первом ФГОС начальной школы.

Вопрос. Что привнесла ФОП СОО в профориентацию старшеклассников?

Ответ. Направление профориентации отнесено к инварианту (п. 29.13 ФОП СОО). Так, в весенние каникулы рекомендуются «поездки в организации высшего и профессионального образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования». После поездок – «рефлексия собственных впечатлений». Конечно, ФОП СОО весьма схематично трактует профориентацию и предлагаемые формы сложно назвать актуальными. Однако соблюдением ФОП СОО мы «отчитываемся» вовне.
Как минимум нужно отметить в плане внеурочной деятельности инвариантный блок и там обозначить мероприятия по профориентации. (Не забывайте про «партнерские руки»). И, конечно, всегда следует держать в голове и бумагах внутришкольных мониторингов результаты, формируемые внеурочным активностями. Совет: объединяйте несколько направлений внеурочки в одном мероприятии. Например, весенняя поездка/ выход в организацию СПО или вуз. Время в пути может стать временем работы ученического сообщества. А деятельность ученического сообщество – тоже инвариант внеурочки. Получается, что объединяете два инвариантных направления в одном мероприятии. https://t.me/metodistpro/323

Вопрос. Про воспитание в разрезе ФООП

Ответ. ФООП-ы реанимировали «модульный подход» к содержанию воспитательной работы. Этот подход был заложен в первую (2019 г.) версию примерной программы воспитания РАО, а в версии 2022 г. ушел на второй план. Модульный подход красив в изложении, но крайне не удобен в реализации, потому что отступает от ФГОС. Отступление от ФГОС – в позиционировании модуля «Внешкольные дела» отдельно от модуля «Внеурочные мероприятия». По ФГОС, ученик учится либо на уроке, либо на внеурочном мероприятии/ курсе. Урочная и внеурочная деятельность – одинаково учебная. Термина «внешкольная» во ФГОС нет.
Возможно, составители ФООП имеют в виду внеурочные мероприятия вне школы, на партнерских площадках. Но что бы они не имели в виду, в целях собственного «самосохранения», корректно используйте понятие «внешкольные». К сожалению, потоки мероприятий, в которые вас вовлекают муниципальные и региональные власти, сложно уместить даже в максимально допустимый объем плана внеурочной деятельности (не более 10 часов в неделю).
Это укрепляет вас в мысли, что внешкольные мероприятия – норма. Однако, норма – это не нагружать ученика больше, чем суммарная нагрузка часов учебного плана и часов внеурочной деятельности.

Вопрос. Портфолио старшеклассника с введением ФОП СОО стало «обязательным»?
Ответ. Пункт 26.4.4.4. ФОП СОО закрепляет, что именно портфолио ученика «накапливают артефакты, фиксирующие и символизирующие достижения ученика». А достижения нужны, чтобы их поощрять. Акцент на портфолио поставлен в требованиях к наполнению организационного раздела программы воспитания ООП СОО, в части системы поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся. Даже "формальную папочку" придется как-то встроить в бумагопроизводство введения ФОП.

Вопрос. С 1 сентября 2023 г. предусмотрено введение в штатных расписаниях школ должности советника директора по воспитанию. В чем суть документа?

Ответ. Краткий обзор документа  <Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2023 N АБ-355/06 "О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию" \ КонсультантПлюс (consultant.ru):
- должность будет называться так "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями"; сразу вспоминаем про недавний Федеральный закон "О российском движении детей и молодежи" от 14.07.2022 N 261-ФЗ;
- принимается на основное место (не совместителем), с оплатой труда в размере не менее 0,5 должностного оклада;
- основная задача по трудовому договору - обеспечивать взаимодействие участников образовательных отношений с различными социальными институтами; организовывать индивидуальную работу с обучающимися;
- возможно уточнение функционала под " конкретные организационно-технических условия (к примеру, в каникулярный период для обучающихся)";
- профстандарт под должность - "Специалист в области воспитания" - утверждается;
- советник взаимодействует с "заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе"; предмет взаимодействия описан в п. 3 раздела III Письма.

НазадСтраница 2 из 3Далее