Управленческие стажировки

Образовательный туризм
Про и для молодых педагогов – онлайн-стажировка «Образовательного тура» в Екатеринбурге
Самой массовой в рамках проекта ИРО «Образовательный тур» может оказаться стажировка, которая пройдет 1 октября. Екатеринбургский Дом учителя пригласил на нее молодых педагогов и тех специалистов образовательных организаций, которые работают с ними. К стажировке, которая пройдет на платформе Zoom, смогут подключиться до 500 участников.
Стажировка призвана передать опыт работы с учительской молодежью, в том числе организации профессиональных онлайн-событий для молодых коллег. Кроме того, будут представлены практики, которые молодые классные руководители из других регионов России используют в работе с детским коллективом и родителями (законными представителями) обучающихся.
Вначале с 12.30 до 14.00 состоится методическая мастерская, где организаторы представят систему действий и банк успешных практик по организации работы с молодыми педагогами. А в 15 часов участники стажировки смогут подключиться к образовательному онлайн-форуму ««Я – классный классный руководитель! или «КЛАССная игра». Здесь слушателей, кроме опыта, ожидает рабочая тетрадь с методическими рекомендациями и опять же банком успешных практик.
Как сообщалось ранее, на днях в рамках «Образовательного тура» прошли очные стажировки в Новоуральске (23 сентября) и Староуткинске (28 сентября). Первая была предназначена для педагогов дошкольного образования, желавших получить новые компетенции, необходимые для работы с семьей ребенка раннего возраста. Вторая была посвящена использованию потенциала социокультурных условий отдаленной территории для реализации требований ФГОС общего образования.
Кроме того, еще одна стажировка прошла 24 сентября в Верхнем Тагиле. Часть слушателей лично приехали в среднюю школу № 8, а остальные работали дистанционно. Онлайн прошли две секции, посвященные формированию и развитию читательской грамотности средствами урочной и внеурочной деятельности. Заранее для участия в стажировке зарегистрировались 254 человека, но число просмотров видеозаписи в интернете (https://www.youtube.com/watch?v=8oPwJQ79HtU) уже приближается к пяти сотням.
Образовательный тур ИРО доехал до Поляны художников в Артемовском
С удовольствием постажировались на днях в Артемовском педагоги, управленцы и методисты образовательных организаций из Рефтинского, Талицкого и Туринского городских округов. Как сообщает управление образования Артемовского городского округа, они смогли не только обменяться опытом, задать вопросы и получить ответы на них, но и побывать в одном из самых живописных здешних мест.
Выездная стажировка прошла 17 июня на базе детской художественной школы (ДХШ) № 24 в рамках регионального проекта Института развития образования Свердловской области «Образовательный тур». Участникам было предложено освоить методику организации промежуточной и итоговой аттестации по основным дополнительным образовательным предпрофессиональным программам на примере летнего пленэра.
Вначале директор школы Максим Печерский и педагог-организатор Надежда Саламаха провели тематический круглый стол. В ходе обсуждения стажеры составили специальные чек-листы, а затем вместе с группой учеников школы отправились в деревню Луговая.
Здесь на «Поляне художников» Надежда Саламаха и педагог дополнительного образования Александр Коновалов провели практическое занятие. Ученики должны были нарисовать пейзаж, включив в него фигуру человека. А гости – наблюдать за процессом, ведя дневник педагогического наблюдения с использованием специальных критериев оценивания.
Осмотрев завершенные работы, участники и организаторы стажировки обсудили инструментарий и приемы оценивания результатов промежуточной аттестации. Продолжилось обсуждение и на выставке итоговых работ учеников ДХШ по композиции.

«Вариативность управления системой образования городских и сельских территорий»

19 и 20 апреля 2021 года Академия Минпросвещения России провела стажировку «Вариативность управления системой образования городских и сельских территорий». Во второй день стажировки в Татарстане участники познакомились с опытом пяти успешных управленческих команд.

Слушатели посетили IT-лицей в Казани и оценили модель управления школой, в которой учатся высокомотивированные дети. IT-лицей – один из лидеров олимпиадного движения в республике, поэтому большое внимание педагоги уделяют подготовке школьников к олимпиадам городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.

Побывали в Высокогорской средней школе № 1 и убедились, как можно изменить облик школьной системы. Управленческая команда школы организовала разностороннее взаимодействие педагогов и родителей, где родители – это участники процесса, соорганизаторы проектов, модераторы, респонденты мониторинговых исследований. Для качественной коммуникации с родителями управленцы используют Agile-технологии, которые фокусируют команду на нуждах и целях родителей и учеников, помогают планировать работу короткими циклами и активно использовать обратную связь.

Познакомились с управленческими практиками организации полилингвального образования в комплексе Адымнар. Ученики Адымнара получают конкурентное образование на русском, английском и татарском языках. Педагогическая команда Адымнара воспитывает учеников в духе межнационального согласия. У каждого ребенка есть выбор полилингвального или билингвального образования.

Участники стажировки освоили практики наставничества в школе-интернате «Лицей им. Н.И. Лобачевского». В лицее есть проект «Растим учителя». Благодаря программе наставничества ученики лицея становятся волонтерами, студентами, учителями, тренерами олимпиадной подготовки, молодыми учеными и возвращаются преподавать в лицей. Тему наставничества активно поддержали коллеги из средней школы № 2 и средней школы № 3 Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, поделившись своими практиками.

Также участников стажировки ждали в городе Зеленодольск. С управленческой командой лицея № 1 г. Зеленодольска обсудили особенности управления развитием образовательной организации в условиях малого города. Лицей реализует проект «Управление личностно развивающей образовательной средой». Педагоги создали лабораторию «РОСТ» для поддержки жизненной успешности участников образовательных отношений в системе проектной деятельности, что повысило качество результатов на ГИА и количество побед в различных конкурсах.

Смотрите видео о стажировке по ссылке

Стажировки «Образовательного тура»: надо чаще встречаться
Продолжения захотелось организаторам и участникам стажировок, которые прошли 13-15 апреля в Первоуральске и Лесном в рамках проекта Института развития образования «Образовательный тур». В частности, по итогам первой высокую оценку получил опыт преподавания математики в физико-математическом классе первоуральской школы № 32, который представила ее учитель Наталья Соломатова. И сразу последовали вопросы: можно ли пригласить ее в наш муниципалитет, чтобы другие педагоги тоже смогли освоить этот опыт и авторские методики?
Высокую потребность педагогов в деятельностной форме обучения отметили и организаторы стажировки в Лесном. А участники отметили, насколько важно было для них обсудить вопросы оценки и развития метапредметных результатов обучения.
Сегодня, 20 апреля, «Образовательный тур» продолжается стажировкой в Камышловском муниципальном районе. В средней школе села Обуховское ее участники знакомятся с моделью воспитательной работы, которая опирается на взаимодействие детей и взрослых в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности и работы школьной «Точки роста».
В программе – представление разных форм такого взаимодействия и практическая часть, связанная с конструированием некоторых разделов плана воспитательной работы класса. А в «Мастерской идей» участникам стажировки предложат создать рекламный баннер, спроектировать работу школьной творческой студии или продумать открытие «Клуба неравнодушных родителей».

Стажировка региональных управленческих команд в Липецке
29 и 30 марта на стажировке региональных управленческих команд от Академии Минпросвещения России в Липецке более 100 участников из 22 регионов узнали об успешных региональных и муниципальных практиках, позволяющих повысить эффективность использования финансовых и кадровых ресурсов в системе образования.
На пленарной части участники обсудили такие актуальные темы, как «Развитие федеральной системы подготовки педагогических работников и управленческих кадров», «Цифровая трансформация образования», «Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования», «Система непрерывного педагогического образования как основа устойчивого развития образовательной экосистемы региона», «Управленческие подходы к профессиональной подготовке педагогических кадров».Лилия Александровна Загеева, начальник управления образования и науки Липецкой области, акцентировала внимание, что только отлаженная и хорошо выстроенная региональная система научно-методической поддержки педагогов и управленческих кадров как составляющая единой федеральной системы поддержки педагогов и управленцев позволит не только поддерживать на высоком уровне качество образования, но и сформировать целостную образовательную экосистему региона.
«Образование строится на интеграции знаний и вовлечении педагогов. Обучение тесно связано с реальной школой, реальным миром и его проблемами, использует богатую культуру и знания педагогических сообществ. Такая образовательная система – живая экосистема знаний», — отметила в своем выступлении ректор «Института развития образования» Инесса Анатольевна Шуйкова.

Стажировка управленческих команд в Свердловской области
24-25 марта Академия Минпросвещения продолжает стажировку управленцев в Свердловской области по теме «Эффективные управленческие практики достижения образовательных и воспитательных результатов». Наши коллеги из Свердловской области поделились, какие практики позволяют анализировать состояние системы образования региона.
В Свердловской области разработали свои инструменты, чтобы развивать региональную систему оценки качества образования. Татьяна Умнова, начальник отдела итоговой аттестации и оценки качества образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, рассказала про модель «ШАНС» (Школы Адресного Наставничества и Сопровождения). Это программа поддержки школ с низкими образовательными результатами и школ, которые функционируют в неблагоприятных условиях. Результат – управленцы создали муниципальные программы поддержки 60% школ и организовали сетевое взаимодействие между школами с низкими результатами и школами с устойчивым успехом.
Также в Свердловской области создают Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в школах с низкими образовательными результатами. Это ресурс повышения качества образования, который преодолевает разрывы в качестве образования в школах региона. В планах – увеличить количество центров «Точки роста». Сейчас в области 109 «Точек роста», в которых занимаются более 30 000 учеников.
Светлана Тренихина, ректор Института развития образования Свердловской области, в своем выступлении говорила про индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития руководителя. В него входит диагностика профессиональных дефицитов, которая позволит любому руководителю определить свои сильные и слабые стороны.
Чтобы улучшить качество образования, коллеги из Свердловской области создали адресный комплексный аналитический кейс муниципального и школьного уровня. Суть кейса муниципального уровня – сопоставить данных всех оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО и т.д.), зафиксировать зоны риска и роста, а дальше направить адресно в органы местного самоуправления в сфере образования. Это помогает управленцам скорректировать план развития школ.
Уникальность кейса школьного уровня – институт учит школьные управленческие команды самостоятельно анализировать данные оценочных процедур. Так ИРО формирует конкретный запрос на повышение квалификации.
Все управленческие практики дают высокий результат в региональной системе образования. Своими впечатлениями поделился Игорь Юрлов, директор гимназии № 18 г.Нижний Тагил: «Мы рады принять участие в стажировке. Именно в управленческой команде можно спроектировать шаги по улучшению качества образования. Замечу, что сейчас нужно научить и директора, и учителей взаимодействовать в команде».
Региональная система оценки качества образования как механизм развития системы образования Свердловской области (Журавлева Н.В., первый зам. Министра образования и молодежной политики Свердловской области)
Проектное управление как ресурс устойчивого развития муниципальной системы образования (Вахрушева Е.А., начальник МО Управление образованием ГО Красноуфимск)
Фото материалы и видеоролики

«Эффективные практики управления системой образования»

15 марта Академия Минпросвещения и Институт развития образования Омской области открыли стажировку для муниципальных и школьных управленцев Удмуртской Республики и Свердловской области. Стажировка «Эффективные практики управления системой образования» завершится 17 марта.

Участники уже ознакомились со стратегией развития системы управления качеством образования; системой выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; с работой региональных инновационных площадок – инновационных комплексов в образовании. Также организаторы стажировки представили слушателям систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации школьников, рассказали о региональном чемпионате «Школьные навыки».

Прямо сейчас управленцы находятся на лекции «Реализация компонентов управленческого цикла как условие повышение качества образования на региональном и муниципальном уровнях: теоретические основы».

Своими впечатлениями поделилась Жанна Фрицко, проректор Института развития образования Свердловской области. Она отметила высокий уровень выступления организаторов – управленческой команды Института развития образования Омской области. Коллеги из Омска рассказали, как развивают управленческие механизмы оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях. Подробности – в видеоотзыве: https://drive.google.com/…/1_pPutkpqfAyOgzS9wwp…/view…

Стажировочные площадки: взаимообучение регионов