ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Мероприятия

Яндекс.Учебник запустил Марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов, который продлится до апреля 2020 года (ссылка для участия: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main). Марафон состоит из диагностики умения педагогов развивать функциональную грамотность школьников, теоретического курса по развитию функциональной грамотности и практики на платформе Яндекс.Учебник. 12 ноября в Яндекс.Учебнике запустились новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1-4 классов. На протяжении полугода учителя будут получать методическое сопровождение, а дети — учиться применять знания в реальной жизни. 12 апреля состоится награждение учителейучастников марафона

В рамках подготовки к проведению общероссийской оценки по модели PISA просьба ознакомить образовательные организации вашего региона, участвующие в общероссийской оценке по модели PISA, с электронным банком заданий для оценки функциональной грамотности и обеспечить выполнение обучающимися этих образовательных организаций заданий, разменных в данном электронном банке.

Ссылка на электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлено в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction
В личных кабинетах ОО, которым необходимо ознакомиться и проработать электронный банк заданий, размещена ссылка на электронный банк и ссылка на руководство пользователя.

Просьба отдельное внимание уделить школам из списка ШНОР, попавшим в выборку (см. файл «Список ШНОР»).

Ссылка на запись вебинара для образовательных организаций, участвующих в проведении общероссийской оценки по модели PISA в 2020 году

https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa"

29 сентября 2020 состоялось заседание регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Свердловской области.

Материалы

4 и 6 июня 2020 года на дистанционной площадке Нижнетагильского филиала ГАОУ ДПО СО «ИРО» в дистанционном формате прошел семинар «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: активные практики»Подробнее

29 января 2020 года состоялось первое заседание семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление», была рассмотрена тема «Низкий уровень сформированности ключевых и предметных компетенций, учащихся из семей с низким СЭС по данным международных сравнительных исследований и национальных мониторингов».

На первом заседании выступили с докладами:
✔️«Обсуждаем результаты международной программы PISA 2018: Как обеспечить достижение порогового уровня функциональной грамотности у всех российских школьников?»
Галина Сергеевна Ковалёва, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (Российской академии образования), кандидат педагогических наук.

✔️«Функциональная неграмотность, социальное и территориальное неравенство, дальнейшие траектории»
Андрей Борисович Захаров, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук.

В докладах были представлены материалы международной программы по оценке образовательных результатов достижений учащихся PISA-2018. В мониторинговом исследовании качества общего образования изучался уровень сформированности читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности, а также уровень сформированности глобальных компетенций обучающихся 15-летнего возраста. Был проведен анализ средних результатов российских школьников за период с 2000 по 2018 годы. Особое внимание было уделено функциональной неграмотности обучающихся и ее социальной и региональной специфике.

Видеозапись и материалы первого заседания семинара можно посмотреть по ссылке: https://mgppu.ru/events/973

Подробнее о семинаре:
на сайте Института образования НИУ ВШЭ
https://ioe.hse.ru/news/327498601.html
на сайте МГППУ

Нормативно-правовая документация

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (видео)

Оценка качества результатов школьников на основе международных исследований

Международные исследования

PISA: к принятию самостоятельных финансовых решений во взрослой жизни готовы более 60% российских школьников

Результаты и материалы исследования PISA-2018

Результаты исследования TALIS-2018

Методические материалы 

Материалы методического семинара "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся" (ГАОУ ДПО СО "ИРО")

Функциональная грамотность - современный вызов для образования (онлайн-конференция)

Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?

Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС

Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования 

Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)

Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников

Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)

Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом

Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)

Материалы кафедры филологического образования, представленные на семинаре 20.01.2020г.

Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)

Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)

Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»

Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»

Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»

Международный методический семинар "Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся" (ноябрь 2019г.)

Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)

Вебинар "Функциональная грамотность современного младшего школьника" (апрель 2019г.)

Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

Развитие функциональной грамотности при работе с научно-познавательными текстами в начальной школе

Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла

Как эффективно управлять учебным процессом

Цифровые джунгли

Как научиться учиться

Социально-эмоциональное развитие детей

Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)

КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов

Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности

Глобальные компетентности

Креативное мышление

ИКТ-компетентность

Речевое развитие

Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)