Система профориентации

МЕРОПРИЯТИЯ

Конференция с участием региональных инновационных площадок в Свердловской области

16 мая 2019 года Институтом развития образования Свердловской области проведена конференция с участием региональных инновационных площадок Свердловской области. Конференция приобрела статус Всероссийской, т.к. в качестве спикеров выступили представители Высшей школы экономики, г. Москва и Ярославского Института развития образования.

Цель проведения конференции - обсудить актуальные проблемы и варианты взаимодействия по диссеминации опыта образовательных организаций, имеющих статус региональной инновационной площадки, привлечь внимание общественности, социальных структур и бизнес-сообщества к инновационным процессам в образовании. В конференции приняли участие более 220 человек, в том числе руководители и педагогические работники образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, муниципальных методических служб территорий. Конференцию открыл Игошев Борис Михайлович, советник Министра образования и молодежной политики Свердловской области, председатель экспертной комиссии по вопросам признания организаций региональными инновационными площадками в Свердловской области.

В настоящее время в области функционируют 43 организации в статусе региональной инновационной площадки по 7 направлениям деятельности:

  1. Развитие технического творчества, формирование инженерного мышления обучающихся- 8 площадок,
  2. Организация профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся- 12 площадок,
  3. Оценка и управление качеством образования – 8 площадок,
  4. Воспитание и социализация обучающихся – 5 площадок,
  5. Развитие кадрового потенциала – 3 площадки
  6. Инклюзивное образование – 3 площадки
  7. Инновационная среда развития детей дошкольного возраста – 4 площадки.

Среди 43 площадок- 18 общеобразовательных организаций, 8 учреждений дополнительного образования, 7 учреждений СПО, 7 учреждений дошкольного образования, в том числе представлены учреждения высшего образования- Нижнетагильский филиал РГППУ, УрГПУ, РГППУ и Центр психологической и социальной помощи «Ресурс».

На конференции были представлены результаты реализации инновационных проектов и программ в сфере образования в Свердловской области и обсуждены основные организационные и методические вопросы деятельности региональных инновационных площадок в Свердловской области на 2019 год.

В пленарной части конференции выступили Хавенсон Татьяна Евгеньевна, научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики», заместитель директора Центра изучения инноваций в образовании (г. Москва), Крылов Алексей Валентинович, директор МАОУ «Лицей № 180 «Полифорум», Никитина Юлия Сергеевна, старший методист Центра инновационной инфраструктурыГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», Малышева Лариса Анатольевна, Программный директор Точки кипения – Екатеринбург.

Докладчики отметили, что инновационные процессы в системе образования Свердловской области охватывают практически все компоненты образовательного комплекса и нацелены на системный эффект качественных преобразований. С 2015 года в области создана инновационная инфраструктура, состоящая из сети инновационных площадок. Ее главная задача состоит в обеспечении модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития области на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, стратегических ориентиров органов исполнительной и законодательной власти Свердловской области.

Инноваторы неизбежно сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Работа конференции была продолжена на 6 секциях, 3 из которых проходили в образовательных организациях - Лицей № 180 «Полифорум», детский сад «Лорик» и Технопарк «Кванториум».

Участники секций отметили, что в системе образования Свердловской области осуществляется пополнение банка лучших инновационных практик, информирование общественности об инновационном опыте общеобразовательных организаций, что обеспечивает информационную открытость системы образования Свердловской области и предложили описать лучшие инновационные практики по проблематике проектов.

Материалы конференции:

Семинар-практикум «Актуальные технологии ранней профориентации в условиях реализации ФГОС»

26 марта 2019 года на площадке МАДОУ № 43 прошел семинар , на котором был представлен опыт работы дошкольных организаций по ранней профориентации в рамках реализации губернаторской программы «Уральская инженерная школа». Встреча в формате семинара-практикума позволила расширить практики педагогов по теме «Актуальные технологии ранней профориентации в условиях реализации ФГОС ДО»

В приветственном слове участникам семинара, заведующий МАДОУ № 43 Семухина С.В. представила условия реализации инновационного проекта «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОО», сделав акцент не только актуальности проекта, но и его доступности для реализации в любой образовательной организации.

Настоящий марафон по обмену опытом в сфере использования профориентационных технологий стал уникальным форматом муниципального заседания. Особое место было отведено применению в профориентационных занятиях информационно-коммуникационных технологий. Детальному изучению, обобщению накопленных практик способствовало разнообразие тематики докладов пленарной части и более десяти мастер-классов в практико-ориентированном блоке семинара.

Участники семинара не только «проработали» темы с аудиторией в лекционном формате, но и поучаствовали на нескольких площадках в «круговых мастер-классах», которые дали возможность на практике ощутить действенность и эффективность инновационных методик и пособий. 

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

21 декабря 2018 года на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» прошел областной семинар – практикум по теме: «STEAM – подход как современная форма естественно – математического и технологического образования детей дошкольного возраста: формы, методы и инструменты деятельности» в рамках работы Муниципального ресурсного центра по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Цель проведения данного семинара – практикума – представить педагогическому сообществу оригинальные педагогические практики по организации познавательно-исследовательской, экспериментальной и игровой деятельности детей в рамках реализации идей STEAM –подхода.

Участники семинара познакомились с оригинальными педагогическими практиками организации детской деятельности в рамках дополнительной программы естественно - научной и технической направленностей «Играем и моделируем в LigroGame», которую реализуют педагоги дополнительного образования муниципального ресурсного центра.

Особенностью материально – технических условий организации детской деятельности на базе ресурсного центра является использование беспроводных технологий apple class, которое использует российское программное обеспечение для обучения (веб – приложение HameLeon, раскраски DEVAR). Данные технические условия являются новшеством и впервые были скомплектованы в условиях государственной дошкольной организации Свердловской области на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 «Малыш» Муниципальный ресурсный центр по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Участники семинара познакомились с опытом работы учреждения по реализации форм цифрового обучения (LigroGame). STEAM – подход в обучении – это современная практико-ориентированная деятельность детей, где в одной проектной деятельности могут сочетаться естествознание, математика, технологии и инжиниринг, и реализовать данный подход возможно при условии использования самых современных технологий, основа которых – информационные технологии.

Социологическое исследование «Образовательные стратегии выпускников 9, 11 классов»

В соответствии с Государственным заданием ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» на 2018 год специалисты Института развития образования проводят социологическое исследование «Образовательные стратегии выпускников 9, 11 классов общеобразовательных организаций Свердловской области». В рамках исследования заполняется информационная карта общеобразовательной организации, проводится анкетирование выпускников 9 и 11 классов.

Анкетирование обучающихся проводится анонимно, фамилию, имя, отчество указывать не нужно. Все данные будут использоваться в обобщенном виде.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  • Разработка и реализация региональной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ссылка
  • Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» (ГАНОУ СО "Дворец молодёжи") ссылка

Дворец молодёжи – лидер системы дополнительного образования детей в Свердловской области. Его деятельность направлена на развитие творческого, интеллектуального и физического потенциала детей, содействие их ранней профориентации.

Данный информационный проект поможет определиться с выбором профессии, а также подскажет, какие ВУЗы готовят тех или иных специалистов.

  • Проект "Билет в будущее" ссылка

Минпросвещения России подготовлены рекомендации по реализации проекта ранней профориентации школьников "Билет в будущее"

Рекомендации предназначены для создания системы мер ранней профориентации в рамках проекта "Билет в будущее", включающей ознакомление обучающихся 6 - 11 классов школ с современными профессиями, определение профессиональных интересов детей, формирование рекомендаций по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Рекомендации предназначены для всех категорий управленческих, административно-технических и педагогических работников, принимающих участие в организации и реализации мероприятий, проводимых в рамках проекта "Билет в будущее" в субъектах РФ в 2019 году. Организатором проекта является Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)".

Методические рекомендации

Проект был запущен в 2018 году. Координатором проекта является Союз "Молодые профессионалы (Вордскиллс)". Основная задача проекта помочь сегодняшнему школьнику из 6 - 11 классов построить собственную траекторию развития.

Видео о проекте - ссылка

  • Образовательный интернет-портал "ПроеКТОриЯ" ссылка

Интернет-портал ориентирован на старшеклассников, авторов инженерных разработок, которые, решая сложные задачи в настоящий момент, проектируют высокотехнологичное будущее. Основная цель проекта – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории.

  • Профориентация молодежи на сайте Департамента по труду и занятости населения Свердловской областиссылка

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области предлагает информационный ресурс, призванный содействовать в успешности каждому молодому человеку при выборе сферы будущей профессиональной деятельности и профессии. Размещенная на сайте информация для школьников, родителей и педагогов, выпускников учебных заведений отвечает общей концептуальной линии, сформулированной мною как "прививка от безработицы". Эта информация носит ориентирующий характер и позволяет: получить сведения о востребованности квалифицированных работников на развивающемся рынке труда Свердловской области; знакомит с содержанием труда по особо актуальным для экономики профессиям (специальностям); отсылает на другие информационные источники, в том числе для самостоятельного поиска работы и получения информации об услугах службы занятости.

  • Интернет-ресурсы службы занятости населения:

Общероссийский банк вакансий "Работа в России"

Интерактивный портал Департамента по труду и занятости населения Свердловской области