Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» г. Алапаевск
-
План на год
-
Калейдоскоп событий
ПРОнас
МБДОУ «Детский сад № 15» расположен в п. Западном г. Алапаевска.
Поселок Западный исторически складывался как подсобное сельское хозяйство Алапаевского металлургического завода, которое в дальнейшем переросло в совхоз «Алапаевский». История детского сада начинается с 1945 г., именно в этом году в поселке один из жилых домов приспособили под деревенские ясли. В 1963 году было построено новое здание детского сада в центре поселка в живописном месте в окружении зеленой зоны. Это был одноэтажный деревянный дом с печным отоплением на 3 группы для детей от 3-х месяцев до 6 лет. В 70-е годы активное развитие птицеводства сделало поселок Западный одним из самых благоустроенных и перспективных в области. Появились новые улицы, выросли современные благоустроенные дома. 5 ноября 1980 года в поселке Западном выросло красивое двухэтажное здание Детского сада № 15 для юных жителей Алапаевского птицесовхоза с веселым названием «Петушок».
МБДОУ «Детский сад №15» является общеразвивающим детским садом, численность обучающихся на 1 января 2023 года составляет 110 человек. В детском саду работает слаженный творческий коллектив. Реализацию образовательной программы детского сада осуществляют 14 педагогов: 9 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1 учитель-логопед, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физкультуре.
МБДОУ «Детский сад № 15» – это сельский детский сад, расположенный вдали от промышленных предприятий.
В настоящее время поселок Западный является частью МО город Алапаевск, сельскохозяйственное производство сменили мелкие фермерские хозяйства и лесопромышленные заготовки.
Практически все педагоги детского родились в нашем поселке. Знают особенности, бытовые условия жизни детей, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений.
Специфика климатических, национально-культурных, демографических и других условий осуществления воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад №15» связана со следующим:
- богатое историческое прошлое города и родного поселка;
- близость к сельскохозяйственному труду;
- этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей;
- православные и народные традиции;
- социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется уважительное отношение к Родине и природе. В поселке сформирована единая социокультурная среда, включающая детский сад, школу, дворец культуры, совет ветеранов;
- климатические условия Свердловской области сложны и многообразны, достаточно длинный весенний и осенний периоды, недостаточное количество солнечных дней в зимний период.
Процесс воспитания в МБДОУ «Детский сад №15» основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО и детей;
- уважение личности ребенка.
Уклад в нашем детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Важными традициями МБДОУ «Детский сад №15» в аспекте социокультурной ситуации развития являются:
- знакомство с народными играми;
- приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству разных народов;
- приобщение к истокам русской народной культуры;
- знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города и его окрестностей;
- приобщение детей к духовно-нравственным ценностям;
- формирование у дошкольников позитивных установок к сельскохозяйственному труду;
- социальные акции (благотворительные, трудовые, патриотические, здоровьесберегающие и др.);
- совместные проекты с учениками начальной школы.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения детского сада.
Ключевыми ценностями уклада МБДОУ «Детский сад №15» являются:
– инвариантные базовые: Родина, природа, человек, семья, дружба, сотрудничество, знание, здоровье, труд, культура и красота
– инструментальные (ценности МБДОУ «Детский сад №15»): социальная солидарность, труд и творчество.
Воспитание детей обеспечивается созданием единого воспитательного пространства поселка и города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры: музейный комплекс Муниципального образования город Алапаевск, детская библиотека, Дом-музей П.И. Чайковского.
В настоящее время инновационная деятельность педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №15» связана с реализацией проекта по внедрению рабочей программы воспитания в организациях, реализующих программы дошкольного образования. В рамках стажировочной площадки ГАОУ ДПО СО «ИРО» детский сад апробирует модель организации культурных практик в формировании ценностно-смысловых ориентаций дошкольников. Среди значимых направлений в воспитательной работе нашего детского сада является формирование у дошкольников ценностного отношения к сельскохозяйственному труду и приобщение детей к народной культуре. В традиции уклада детского сада вошли воспитательные практики: трудовые мастерские, лаборатория огородных наук, путешествие по календарю праздников, культурная практика чтения художественной литературы.
Эффективность деятельности нашей образовательной организации признана в муниципальном образовании. Педагоги детского сада являются активными участниками городских методических комиссий. За последние три года мы были активными участниками региональных конференций, форумов, областных конкурсов. Наш детский сад становился площадкой для проведения областных фестивалей «Уральскими тропами: путешествие по календарю праздников».
Промежуточные итоги реализации проекта подтверждают необходимость создания обогащенной образовательной среды для формирования у дошкольников ценностных представлений об истории и культуре родного края за счет реализации сетевого партнерства, включение в воспитательный процесс семьи воспитанников.
Осмысление данных положений позволило актуализировать потребность в реализации модели воспитательного процесса, направленного формирование ценностно-ориентированной культуры познания родного края с учетом социокультурного окружения.
Проект «Формирование ценностно-ориентированной культуры познания родного края у дошкольников» является комплексным и основан на активном взаимодействии детского сада, семьи и учреждений культуры города и района с позиции создания единой воспитывающей среды ребенка-дошкольника. Уверены, что только при условии постоянной поддержки интереса детей к национальным традициям с раннего возраста позволит современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой.
Реализация проекта направлена на решение следующих задач:
- содействовать воспитанию у дошкольников интереса к культурному наследию народов Среднего Урала во всем его многообразии, использовать все виды культурного наследия (ремесла, литературное и музыкальное творчество, праздники и обычаи), как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей;
- организовать включение в воспитательную среду детского сада специальных практик для детей посредством вовлечения родителей, сетевых партнеров;
- повысить профессиональную компетентность педагогов в области использования современных воспитательных технологий;
- разработать и апробировать механизмы создания единой воспитательной среды в детском саду и семье, основанной на традиционных национальных ценностях;
- создать банк образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по приобщению детей к культуре родного края;
- создать развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации, обеспечивающую разнообразные возможности погружения детей в культурные традиции родного края.
Новизна проекта состоит в реализации ценностного подхода в процессе приобщения дошкольников к культуре родного края, использование возможностей социокультурной среды детского сада в обогащении культурных практик дошкольников, включение родителей в реализацию инновационного проекта, создание единой воспитывающей среды в детском саду и семье.
Такая деятельность соответствует ведущим инновационным направлениям развития образования города Алапаевска, Свердловской области. Реализация вариативных программ по формированию ценностных ориентаций дошкольников в процессе познания культуры родного края позволит создать психолого-педагогические условия для социализации ребенка в целостном образовательном пространстве детского сада и использовать этот метод другими дошкольными организациями на собственной практике.