Мероприятия школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

31 марта 2023г. для членов Областного методического объединения учителей русского языка и литературы состоялась консультация по актуальным вопросам реализации обновленного ФГОС ООО по русскому языку и литературе и вопросам реализации ФОП ООО в образовательной организации.
На консультации обсуждались следующие вопросы:
1) Федеральные образовательные программы по русскому языку и литературе.
2) Наиболее значимые направления деятельности учителя по достижению предметных результатов обучающихся по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО
Ведущий заседания: Завьялова Анна Павловна, преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО». Просмотреть запись можно по ссылке: https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/8a16a30192fa09d1e3fe284d72798ca0fd4b8a97-1680249480725

21 февраля 2023г. для членов Областного методического объединения учителей русского языка и литературы состоялся семинар на тему «Читательская грамотность: логические основы текста».
На семинаре обсуждались следующие вопросы:
1) Структура вопроса и задания. Логическая связь вопроса и ответа
2) Учебные задания, ориентированные на развитие познавательных учебных действий при работе с текстом
Ведущий вебинара: Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО». Посмотреть запись себинара можно по ссылке: https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/8a16a30192fa09d1e3fe284d72798ca0fd4b8a97-1676975143170

23 ноября 2022 г. состоялось проведение семинара «Школа молодых учителей русского языка и литературы» для молодых педагогов образовательных организаций. На семинаре были рассмотрены результаты диагностики профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы.
Ведущие вебинара: Наталия Анатольевна Юшкова, кан.филол .наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись себинара можно по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1EOPTO9Z9K35uu-je9mBFy0wFRrIMFm2x/view

19 октября 2022 г. был проведен семинар по итогам ГИА по русскому языку и литературе. Целью семинара являлось повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе.
На семинаре были проанализированы результаты экзаменов 2022 года по русскому языку и литературе и рассмотрены методические вопросы подготовки к выпускным экзаменам 2023 года.
Ведущие вебинара: Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Наталья Рудольфовна Зернова, преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись себинара можно по ссылке:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/8a16a30192fa09d1e3fe284d72798ca0fd4b8a97-
1666168401416

14 октября 2022г. кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» был организован и проведен семинар «Методические вопросы подготовки выпускников 11 классов к написанию итогового сочинения» (8 час.)
Цель семинара: совершенствование профессиональной компетентности учителей русского языка и
литературы в вопросах подготовки обучающихся к написанию итогового сочинения в 11 классе.
В ходе семинара обсуждались следующие вопросы:
— система работы по обучению написанию сочинения.
— логические основы создания текста рассуждения и приемы, позволяющие обучающимся освоить
смысловые модели текста и использовать эти модели при написании итогового сочинения в 11 классе.
— приемы и методы подготовки обучающихся к выполнению заданий, проверяющих умения создавать текст творческой работы с соблюдением всех требований, предъявляемых к итоговому сочинению в 11 классе.
Ведущий вебинара: Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно по ссылке:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/247de05f13a9ecc74be36a2e3c6e12949a24a92a-
1665634679460

30 сентября 2022 года состоялся семинар «Итоговая аттестация по русскому языку и литературе: результаты и перспективы» (8 час.)
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах
подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе.

В ходе семинара обсуждались следующие вопросы:
— анализ результаты экзаменов 2022 года по русскому языку и литературе.
— методические вопросы подготовки к выпускным экзаменам 2023 года.

Ведущие вебинара: Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Наталья Леонидовна Смирнова, кан.пед.наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ
ДПО СО «ИРО».
Наталья Рудольфовна Зернова, преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись вебинара можно по ссылке:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/70b1a758ed24a7f765a2883145c1a86ad84918bd-1664510206240

29 сентября 2022 г. состоялся семинар «Читательская грамотность как основа успешности обучающихся».
На семинаре рассматривались вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях
обновлённого ФГОС и особенности работы по формированию читательской грамотности
обучающихся.
Ведущий семинара: Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно по ссылке:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/b085d04aa6e387820eb2c3508dd7c7ea9a8b8a35-1664440781600

28 сентября 2022 г. было проведено совещание, посвященное содержанию урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательной работы и дополнительного образования с целью достижения
планируемых результатов. Обсуждались вопросы и возможности организации продуктивного
взаимодействия школы с музеями, библиотеками и другими организациями и учреждениями,
представлен опыт работы продуктивного взаимодействия школы с музеями и библиотеками.
Ведущий совещания:
Кочубей Татьяна Делеровна, руководитель Областного методического объединения учителей русского языка и литературы, руководитель ТО «Литературная гостиная», учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 2, г. Екатеринбург.
Посмотреть запись совещания можно по ссылке:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/8a16a30192fa09d1e3fe284d72798ca0fd4b8a97-1664363466604

С 19 сентября по 21 сентября 2022 года состоялась серия вебинаров по подготовке к олимпиадам по татарскому, марийскому и мансийскому языкам.
Вебинары были проведены с целями совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников в части подготовки обучающихся к олимпиадам по родным языкам.
На вебинарах рассматривались следующие вопросы:
1) Общая характеристика различных этапов олимпиады по родному языку.
2) Методические приемы организации деятельности по выполнению тестовых и творческих
заданий
3) Общая характеристика заданий различных этапов олимпиады школьников по родному
языку.
4) Учет возрастных особенностей при составлении заданий для разных классов.

Ведущий вебинаров: Наталья Леонидовна Смирнова, кан.пед.наук, доцент кафедры
филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись вебинаров можно по ссылкам:
Татарский язык:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/e8e4dd92c0b8decc9d69de73378bcdc129bcedfd-
1663563151434
Марийский язык:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/e8e4dd92c0b8decc9d69de73378bcdc129bcedfd-
1663647889745
Мансийский язык:
https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/e8e4dd92c0b8decc9d69de73378bcdc129bcedfd-
1663741015954

Кафедра филологического образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» проводит конкурс методических разработок по сохранению и развитию родных языков и литератур.

Целями проведения конкурса являются выявление и распространение передового педагогического опыта в области преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков народов России, новаторских подходов к развитию языковой культуры обучающихся, содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов Российской Федерации.

Принять участие в конкурсе приглашаются учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, специалисты методических служб.

Направления (номинации) конкурса:

  1. «Языки и литературы народов России»;
  2. «Русский языка как родной и литература на русском языке».

Для участия в конкурсе необходимо до 01 сентября 2022 года представить в оргкомитет по электронной почте kfo-konkurs@mail.ru следующие материалы:

  1. заявку на участие в формате Word;
  2. согласие на обработку персональных данных;
  3. конспект методической разработки в формате PDF или Word;
  4. ссылку на видеозапись урока или мероприятия (при наличии).

Подробнее с требованиями и условиями участия в конкурсе можно ознакомиться в Положении о проведении конкурса.

Дополнительная информация: 8(343)369-29-86 (доб.157) – кафедра филологического образования ИРО, e-mail: iro-kfo@mail.rukfo-konkurs@mail.ru; +7 9222273725 – Наталья Леонидовна Смирнова, e-mail: smirnova1606@rambler.ru

6 мая 2022 года состоялась консультация для руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы по проектной деятельности «Современный школьный исследовательский проект как текст».

ФГОС всех уровней образования предусматривают включение в проектную деятельность каждого обучающегося. Этот вид деятельности максимально стимулирует личностное развитие ребенка. Когда же мы говорим об индивидуализации образовательного маршрута одаренных детей, то обращаемся к проектной деятельности как инструменту наиболее эффективного развития детей мотивированных, интеллектуально готовых к участию в исследовании и эксперименте, способных самостоятельно добывать информацию, делать обобщения, нестандартно мыслить. Учитель, координируя участие ребенка в проекте, создает условия для его дальнейшего интеллектуального и творческого роста: для переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, для выхода на следующий уровень самостоятельности в обобщении материала, для формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

В рамках заседания обсуждалась технология работы над школьным исследовательским проектом как эффективная форма работы с одаренными детьми, дана характеристика ошибок, которые регулярно встречаются в оформлении текста исследования и устного доклада, предложен метапредметный подход к развитию у обучающихся умений создавать письменный отчет и устный доклад по теме исследования.

Проектная деятельность, несмотря на ее творческий характер, обладает строгой структурой. Целенаправленность и продуктивность проекта обеспечивается связностью и взаимообусловленностью его вербальных элементов. Это значит, что такие понятия, как «тема», «микротема», «заголовок», «основная мысль», «цель автора», «авторская позиция», – это инструменты не только анализа текста, но и развития проектной деятельности, а подготовка к устному докладу начинается с обучения ответу по предмету, с коротких сообщений на уроке: если ученик у доски отвечает по карте, иллюстрирует свой ответ, он создает поликодовое высказывание.

Таким образом, творческие и исследовательские проекты обладают огромным потенциалом развития у школьников компетенций будущего: креативности и умения достигать поставленных целей. А метапредметный характер проектов способствует формированию у них системного мышления.

Ведущий вебинара: Наталья Леонидовна Смирнова, кан.пед.наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Посмотреть запись вебинара можно по ссылке: https://vc4.irro.ru/playback/presentation/2.3/8a16a30192fa09d1e3fe284d72798ca0fd4b8a97-1651823433090

5 апреля 2022 года состоялся семинар «Поддержка обучающихся, для которых русский язык не является родным» с целью повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам поддержки обучающихся, для которых русский язык не является родным.
В ходе семинара обсуждались следующие вопросы:
— существующие проблемы обучения детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком;
— уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросам диагностики на уровень владения школьниками русским языком как неродным;
— технологии языковой, культурной, психологической и социальной адаптации детей, для которых русский язык является неродным.
Ведущий вебинара: Наталья Леонидовна Смирнова, кан.пед.наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись вебинара можно по ссылке: https://youtu.be/LxUppZ6VZLA

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» 28-29 апреля 2022 г. проводит ежегодную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии».
Информационное письмо о проведении конференции во вложении.
Программа конференции включает пленарное заседание, работу секций, проведение круглых столов, мастер-классов и творческих мастерских.
Планируется работа отдельной секции для руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы.
Заявки на участие принимаются до 20 апреля 2022 года по https://forms.yandex.ru/u/620ce0b5408c405f02062e10/
По окончании конференции проводится рассылка электронных сертификатов, подтверждающих участие в конференции в качестве слушателя или выступившего с докладом.
Участие в конференции бесплатное.
Конференция проводится в смешанном формате: слушатели участвуют только дистанционно, докладчики могут прислать видеозапись выступления или выступить онлайн (возможно подключение удаленно или из ИРО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 92а, корп.4.)
Контактная информация: г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16, ИРО, кафедра филологического образования, каб. 337, тел. (343) 369-29-86 (доп. 157), e-mail: iro-kfo@mail.ru.

03 марта 2022г. кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» для обучающихся образовательных организаций, участвующих в международном исследовании PISA, проведен вебинар «Читательская грамотность». Работа с текстом». На вебинаре рассматривались следующие вопросы: особенности деятельности по восприятию информации вопроса и задания; особенности деятельности по локализации информации; особенности работы по извлечению информации несплошных текстов (инфографика); приемы определения достоверности информации.

01 марта 2022 года кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» для учителей образовательных организаций, участвующих в международном исследовании PISA, и руководителей методических объединений был проведен вебинар «Читательская грамотность. Работа с текстом». На вебинаре рассматривались следующие вопросы: метапредметный характер читательской деятельности; приемы обучения школьников пониманию информации вопроса и задания; приемы формирования умения находить, интегрировать и интерпретировать информацию; формирование умения работать с несплошным текстом (инфографика); приемы формирования умения определять достоверность информации.
ССЫЛКА: https://vc2.irro.ru/playback/presentation/2.3/2a9916bb88a0e0a944554ff569c0cf9402527c30-1646128054171

7 декабря 2021г. проведено заседание областного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Роль работы методического объединения учителей русского языка и литературы в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в соответствии с измененными КИМ».

Заседание было проведен с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе в соответствии с измененными КИМ.

Материалы по итогам заседания представлены по ссылке https://cloud.mail.ru/public/oVfi/6gkodRAkL

26 ноября 2021г. руководители методических объединений учителей русского языка и литературы приняли участие в Научно-практической конференции по итогам Межрегионального фестиваля «Открывая книгу – открываем мир». 

Конференция была проведена с целью активизации деятельности педагогов и обучающихся в решении проблем формирования и развития интереса школьников к чтению, выявление наиболее успешных региональных практик пропаганды литературного чтения, обмен передовым педагогическим опытом в решении проблемы развития интереса школьников к чтению.

Материалы по итогам проведения конференции представлены по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/7EjB/e7S9EtkDF/

28 сентября 2021г. проведен семинар для руководителей методических объединений «Итоговая аттестация по русскому языку и литературе: результаты и перспективы» с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе.

Задачи, которые были решены в ходе проведения семинара:

  • анализ результатов экзаменов 2021 года по русскому языку и литературе;
  • рассмотрены методические вопросы подготовки к выпускным экзаменам 2022 года, в том числе вопросы, связанные с изменением критериев оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку.
24 августа 2021 года проведена секция «Система оценивания образовательных результатов по русскому языку и литературе» в рамках Августовского педагогического совещания работников образования, организуемые Институтом развития образования Свердловской области.

В работе данной секции приняли участие в качестве спикеров специалисты ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» и ФГБОУ ВО УрГЮУ, руководители городских методических объединений учителей русского языка и литературы, руководители образовательных организаций Свердловской области, специалисты муниципальных методических служб, учителя русского языка и литературы.

29.04.2021 невероятно содержательный день в МАОУ СОШ147. Пленарное заседаний Всероссийской научно-практической конференции, модератором которого являлась Смирнова Н.Л., к.п.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», состоялось на базе нашей школы. Наша тема, наша проблема, а главное наша точка роста! Отдельное спасибо, за диагностику наших обучающихся, коллегам: Омельченко Е.А., канд. ист. наук, заместитель директора ИСГО МПГУ по научной работе, профессор МПГУ, руководитель Центра «Этносфера», Криворучко Т.В., главный методист Центра «Этносфера», ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ,
Шевцовой А. А., д-р ист. наук, профессор кафедры культурологии МПГУ, главный редактор научно-информационного альманаха «Этнодиалоги», Тепловой Е.Ф., канд. ист. наук, доцент кафедры культурологии, зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ. Ждём результатов и эффективного взаимодействия в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноязычных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов
в регионах России».
28 апреля 2021 г. проведена секция «Методические вопросы создания развивающей речевой среды в образовательной организации. Комплексные подходы к совершенствованию разных видов речевой деятельности обучающихся (чтение, письмо, говорение, чтение) на разных этапах обучения» (для руководителей районных методических объединений учителей русского языка и литературы), проведенная в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая среда в образовательной организации: проблемы, технологии» с целью обсуждения роли районных и городских методических объединений в организации работы по созданию развивающей речевой среды в образовательных организациях.

Задачи, которые были решены в ходе проведения секции:

  • знакомство с опытом работы методических объединений в организации работы по созданию развивающей речевой среды в образовательных организациях;
  • знакомство с опытом работы методических объединений по использованию различных форм деятельности и результативных технологий, способствующих повышению профессиональных компетенций педагогов.

Материалы работы секции представлены по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/DB8P/u4EuPfYQt/

ИРО Свердловской области готовит учителей работать с детьми мигрантов.
Современная этническая и языковая реальность предъявляет учителям новые вызовы. В этих условиях все более востребованной становится практика Института развития образования Свердловской области, который выстроил систему работы в этом направлении.
С опытом такой работы 21 апреля познакомились участники межрегионального семинара, который прошел в екатеринбургском Доме народов Урала. Доцент кафедры филологического образования ИРО Наталья Смирнова рассказала, как институт способствует языковой и социокультурной адаптации мигрантов в Свердловской области.
Одним из средств адаптации является преподавание русского языка в качестве иностранного. В рамках соответствующих дополнительных профессиональных программ институт не только обучает педагогов, но и проводит специальную диагностику. Она позволяет установить, насколько тот или иной ученик готов к обучению на русском языке, какие виды его речевой деятельности нуждаются в коррекции, а также сформулировать для педагогов соответствующие рекомендации.
Такая диагностика уже была проведена в целом ряде школ Екатеринбурга, Арамили, Каменска-Уральского и Полевского. Кроме того, институт ежегодно исследует, насколько эффективно удается этим школам учить детей с миграцией в истории семьи.
Семинар «Опыт взаимодействия национальных организаций с органами власти и полиции в регионах России» организовали межрегиональная общественной организацией «Центр межкультурного и межнационального сотрудничества» и Ассоциация национально-культурных организаций Свердловской области. В нем приняли участие представители таких организаций из девяти регионов России.
Ранее, как уже сообщалось, опыт ИРО Свердловской области по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов был высоко оценен на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое прошло под председательством Президента Владимира Путина. Как заявил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, этот опыт ляжет в основу работы всех регионов страны.
09 апреля 2021 г. проведен свеминар для руководителей методических объединений «Основные подходы к изучению родного языка и родной литературы» с целью совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области преподавания родного языка и родной литературы в соответствии с обновленными требованиями ФГОС.

Задачи, которые были решены в ходе проведения семинара:

  • знать преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
  • знать рабочую программу и методику обучения по предметам «родной язык (русский), «Родная русская литература»;
  • уметь связывать содержание предметов «родной язык» и «родная литература» с основным курсом русского языка и литературы;
  • уметь разрабатывать рабочую программу по предмету «родной язык» и «родная литература»;
  • уметь организовывать учебную и внеурочную деятельность обучающихся по предметам «родной язык» и «родная литература».

02 февраля 2021 г. проведен вебинар для руководителей методических объединений «Подготовка и проведение устного собеседования» с целью повышения уровня профессиональных компетенций педагогов в вопросах проведения устного собеседования по русскому языку в 9 классе.

Задачи, которые были решены в ходе проведения вебинара:

  • овладение учителями умением организовать устную речевую деятельность обучающихся в соответствии с требованиями к проведению устного собеседования по русскому языку и умению оценивать результаты этой деятельности;
  • рассмотрение и решение проблем подготовки экзаменаторов-собеседников и экзаменаторов-экспертов для проведения устного собеседования по русскому языку в 9 классе.

Запись вебинара размещена по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=z3CldykE—E

8 и 9 апреля 2020 г. в Институте развития образования Свердловской области состоялась традиционная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии».

26 — 27 апреля 2018 года прошла традиционная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии».

30 ноября 2017 года в г. Берёзовском на базе МАОУ СОШ №3 кафедра филологического образования совместно с Управлением образования Берёзовского городского округа и Березовским местным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» провела научно-практическую конференцию «Работа по совершенствованию речевой деятельности обучающихся в образовательной организации».