Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Рабочая программа воспитания на старте

Уважаемые коллеги! Вы уже начали перестраивать воспитательную систему школы с учетом новых требований к классным руководителям. Следующий шаг – разработка  рабочей программы воспитания, которую Ваша образовательная организация  начнет реализовывать с 1 сентября 2021 года.

Каждая школа по заданному в примерной программе образцу сможет, помимо  обязательных модулей, добавлять в рабочую программу собственные, отражающие специфику Вашей образовательной организации и  традиции.

Предлагаем задать вопросы, поделиться своими проблемами и идеями, обменяться мнениями и опытом   с коллегами по вопросам разработки рабочей программы воспитания и составления календарного плана воспитательной работы.

Цитата: SvetlanaD от 12 апреля, 2021, 3:44 пп

Уважаемые коллеги! Вы уже начали перестраивать воспитательную систему школы с учетом новых требований к классным руководителям. Следующий шаг – разработка  рабочей программы воспитания, которую Ваша образовательная организация  начнет реализовывать с 1 сентября 2021 года.

Каждая школа по заданному в примерной программе образцу сможет, помимо  обязательных модулей, добавлять в рабочую программу собственные, отражающие специфику Вашей образовательной организации и  традиции.

Предлагаем задать вопросы, поделиться своими проблемами и идеями, обменяться мнениями и опытом   с коллегами по вопросам разработки рабочей программы воспитания и составления календарного плана воспитательной работы.

 

Какие возрастные особенности учащихся нужно учитывать при выборе тем для классных часов и форм их проведения?

В воспитании, так же, как и в обучении, мы всегда ориентируемся на возрастные особенности учащихся. Ведущая деятельность возраста определяет формирование основных психологических новообразований, а значит именно в этой деятельности ребенок максимально будет развиваться.

Для младших школьников (1-3 класс) ведущей деятельностью является учебная, они ориентированы на обучение и получение новых знаний. При этом не забываем, что младшие школьники очень любят играть, и классные часы в 1-2 классе лучше проводить в интерактивных игровых формах, которые помогут включить детей в работу. Тематику классных часов необходимо определять из понимания того, что младший школьный возраст является сензитивным для усвоения социальных норм, нравственного развития, а также установления прочных дружеских контактов

Для подростков ведущая деятельность –это общение. Чем больше в классный час вы включите возможности общаться, тем активней ученики будут участвовать в классном часе. Работа в парах, в малых группах, общий проект или классный час в стиле «открытый микрофон» — форм может быть множество. Важно помнить еще об одной особенности подросткового возраста: степень значимости взрослых для подростков снижается, а вот авторитет сверстников, наоборот, возрастает.  Предложите подросткам самим определить темы классных часов, помогите им в их организации и предложите провести самостоятельно.

Старшеклассники больше ориентированы на профессиональное самоопределение. Темы классных часов могут быть более абстрактные, требующие размышления, затрагивающие философские и мировоззренческие проблемы.

Спасибо большое!

Каждая школа по заданному в примерной программе образцу сможет, помимо  обязательных модулей, добавлять в рабочую программу собственные, отражающие специфику Вашей образовательной организации и  традиции.

Предлагаем задать вопросы, поделиться своими проблемами и идеями, обменяться мнениями и опытом   с коллегами по вопросам разработки рабочей программы воспитания и составления календарного плана воспитательной работы.

Какие возрастные особенности учащихся нужно учитывать при выборе тем для классных часов и форм их проведения?

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, исходя из рабочей программы воспитания, какова будет структура воспитательного плана класса?

Структуру плана воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа в зависимости от своих традиций, особенностей, контингента учащихся и т.д. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Примерная программа воспитания, как и разработанные на ее основе рабочие программы, не должны вносить принципиальных изменений в структуру планов воспитательной работы классных руководителей. Одну из возможных вариантов форм плана воспитательной работы школы, форму которого может использовать классный руководитель, мы предлагаем. (Подробнее о рекомендациях к составлению плана воспитательной работы см. на сайте примерной программы (http://form.instrao.ru) в разделе Методические рекомендации по разработке программ воспитания) Классному руководителю можно ориентироваться на Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях")

Скажите, пожалуйста, где в рабочей программе воспитания зафиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?

Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Добавим, что особенности работы с различными категориями детей обязательно должно найти отражение в содержании, проводимых воспитательных дел. Например, в общешкольных или классных коллективных делах вы обязательно предложите вариативный перечень проектов, конкурсов, игр, соревнований, составляющих содержание этих дел. Важно, чтобы ребенок мог сделать выбор с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, чтобы была возможность определиться со своей ролью в этих делах. А задача классного руководителя (социального педагога, психолога) помочь таким детям включиться в коллективные дела, как на уровне школы, так и на уровне класса. Планирование работы ОО – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации по организации работы с различными категориями детей.